Дальтонизм – это стойкое нарушение цветоощущения, которое значительно сказывается на качестве жизни человека. Несмотря на то, что большинство больных приспосабливается, даже если заболевание является приобретённым, с ним всё же неудобно ориентироваться в мире, который заточен под людей с нормальным зрением. Из-за этого дальтонизм упорно пытаются вылечить учёные, и у них даже есть некоторые успехи. Но настоящего лекарства, которое полностью бы возвращало цветовое зрение, пока нет. Максимум, который может предложить современная медицина, это специальные цветные очки, через которые человек со слабым дальтонизмом может увидеть мир примерно таким, каким его видят здоровые.
Следовательно, это неизлечимое заболевание и большая проблема, которую приходится учитывать на законодательном уровне.
Возникать дальтонизм может из-за перенесённых травм или болезней, из-за аномалий внутриутробного развития, либо передаваться по наследству. Распространённые причины следующие:
- Генетическая предрасположенность. Чаще всего дальтонизм возникает у мужчин, когда ген передаётся от матери-носителя к сыну. Он привязан к хромосоме X, и, следовательно, дефект в ней у мужчин не компенсируется, поскольку второй такой хромосомы у них нет. Поэтому и существует такой разброс – дальтонизмом страдает 8% мужчин и только 0,8% женщин.
- Возрастные изменения – катаракта. В этом случае у человека мутнеет хрусталик и он начинает хуже воспринимать не только свет, но и цвета. Часто заболевание сопровождается деградацией сетчатки.
- Приём определённых медикаментов – в этом случае влияние оказывается на сетчатку, причём может оно быть как постоянным, так и временным. Для здорового человека это возможность увидеть, как мир воспринимает дальтоник.
- Травмы глаза – только те из них, которые влияют на сетчатку или зрительный нерв. Именно частичная атрофия этих отделов глаза становится обычно причиной отсутствия цветового восприятия.
- Любые дегенеративные болезни, затрагивающие сетчатку и нерв.
Механизм же работы нарушения очень прост. В глазу у здорового человека есть цветочувствительные колбочки, и каждая из них содержит три вида пигмента, каждый из которых нужен, чтобы воспринимать только свой цвет: красный, зелёный либо синий. Сочетаний так много, что всего цветов получается порядка миллиона. Но если один из видов пигмента в колбочках оказывается повреждён, в результате страдает и способность человека различать цвета.
Всего выделяют четыре вида дальтонизма:
- Дейтеранопия. В этом случае в глазу у человека не работают колбочки, отвечающие за зелёный цвет – вместо него он видит либо розовый, либо оранжевый, либо смешанный оттенок. Для водителя это большая проблема: сев за руль усталым или больным, он может легко перепутать цвета и проехать на красный, а это опасно и для него самого, и для пешеходов. Мир ему представляется сине-желтым, лишённым красного оттенка вообще, как и зелёного.
- Протанопия. В этом случае в глазу у больного не работают – или работают плохо – колбочки, отвечающие за красный цвет. Вместо него он видит либо коричневый, либо тёмно-зелёный. Понятно, что проблема остается той же: по невнимательности, по рассеянности, из-за усталости или из-за болезни водитель может перепутать сигналы светофора, поставив в опасную ситуацию не только себя, но и пешеходов, и других участников движения. Мир ему представляется сине-коричнево-желтым.
- Дихромазия. В этом случае больной совершенно не способен воспринимать любые цвета, кроме двух главных. Часть больных не видит зелёный и красный спектр, другая часть не способна увидеть синий спектр, а третья не воспринимает красный. Мир в результате настолько искажён, что садиться за руль просто опасно.
Интересно, что больным с дихромазией никогда не разрешалось не только управлять транспортными средствами, но и вступать в большинство родов войск.
- Ахроматопсия. В этом случае больной вообще не способен воспринимать цвет. Он различает окружающие объекты и оттенки исключительно по их яркости. Что-то подобное человек без цветовой слепоты увидит, если включит старый чёрно-белый телевизор. Отличить красный сигнал светофора от зелёного больной, страдающий от этой формы, в принципе не способен, потому за руль ему садиться нельзя.
Как правило, дальтонизм выявляется ещё в раннем возрасте, благо, сделать это довольно просто. Если тест на 27 листах – они покрыты цветными кругами, у которых внутри цифры. И круги, и цифры разных цветов. По тому, видит ли больной отличие по цвету между кругом и цифрой, и по тому, какие это конкретно круги, можно точно установить, есть ли у него дальтонизм и к какой разновидности он относится. Следовательно, к тому времени, как человек начинает задумываться о собственной машине, он давно уже знает о своей болезни, о том, что она неизлечима и о том, как она влияет на его восприятие.
Какое зрение необходимо для получения прав
Чтобы получить водительские права, нужно пройти полноценную медицинскую комиссию, которая включает отоларинголога, хирурга, невролога, терапевта, сдачу соответствующих анализов и, конечно, офтальмолога.
При этом на разные категории прав острота зрения должна быть разной:
- если человек хочет управлять легковой машиной – то есть, ему нужны права категории B – острота его зрения должна быть не ниже 0,2 на худшем глазу и 0,6 на лучшем;
- если он хочет водить грузовик – то есть, хочет получить права категории C – то ему понадобится острота зрения не меньше, чем 0,8.
При слепоте одного глаза получить права можно – главное, чтобы второй видел хорошо. При тяжёлых заболеваниях роговицы и сетчатки, при сильном косоглазии, при значительном ограничении поля зрения получить права, скорее всего, окажется невозможным.
Может ли дальтоник получить водительские права
Дальтонизм – достаточно серьёзное нарушение зрения. При этом, если раньше человек с этим заболеванием мог претендовать на получение прав, то в 2012 году вышел закон, согласно которому, получить их не может любой дальтоник.
Раньше противопоказанием к вождению являлись дихромазия и ахроматопсия. На какое-то время же противопоказанием стал дальтонизм вообще.
В 2014 году закон снова изменился. Теперь противопоказанием стала считаться исключительно ахроматопсия. Такая же система действует и в Украине, и в Белоруссии, и в странах Евросоюза, и пока показывает себя вполне эффективной.
Интересно, что впервые о том, что дальтонизм может считаться противопоказанием, заговорили в 1875 году, когда из-за того, что машинист не отличил цвета светофора друг от друга, произошло масштабное крушение поезда. До этого ограничивать дальтоников в профессиональной деятельности просто не было смысла.
Ответственность за сокрытие нарушений цветовосприятия
Серьёзный дальтонизм и водительские права в 2019 году считается вещами, которые не сочетаются ни при каких обстоятельствах. Следовательно, водитель, который, зная, что у него это заболевание, пытается получить права всё равно – обманом или за взятку – законом считается за мошенника.
Уголовный кодекс Российской Федерации вполне однозначно сообщает, что за подделку результатов медицинского осмотра предусмотрено наказание – лишение свободы сроком на два года. Если же больной не подделал результаты медосмотра, а подделал само водительское удостоверение и пользуется им, его ждёт штраф до восьмидесяти тысяч рублей. Регулируется этот вопрос 327 статьёй.
Однако, часто человек с цветовой слепотой, пытающийся сесть за руль автомобиля, раньше, чем в тюрьме, оказывается на кладбище – разметка заточена изначально под людей с нормальным зрением, следовательно, для него становится часто совершенно нечитаемой.
При этом, точно определить, с какой формой можно стать водителем, а с какой не стоит, может только врач при помощи специальных тестов. Если это произошло и на справке красуется отказ, не стоит пытаться его переубедить – это может быть опасно для здоровья как самого водителя, так и окружающих.
Ерунда какую то написали,дальтоник может спокойно управлять транспортным средством ,дальтонизм бывает разным.
Почти сорок лет профессионального и «дальнобойного» в том числе, водительского стажа и ни одного эксцесса на дороге за это время не было. И это при том. что у меня есть проблема со светоощущением в зеленом спектре! Так вот и объясните мне как это происходит! Я могу понять такую строгость для летчиков, космонавтов и в какой-то мере морских штурманов(под вопросом). Ходил в море шесть лет и очень часто был на ходовом мостике и все видел прекрасно во всем великолепии красок!